- 26.06.2019
- Опубликовано: redactor
- Категория: Все новости
Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) опубликовала перечень основных проблем, в реализации коммунальных проектов в России.
Директор компании «Концессии водоснабжения» Валерий Казанцев отмечает, что в качестве организации водопроводно-канализационного хозяйства компания «Концессии водоснабжения» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-герой Волгоград. Услугами компании ежедневно пользуется каждый житель города-миллионника, в зоне обслуживания почти 55 тысяч домов частного сектора, 5 587 многоквартирных домов и 5 793 предприятия.
В июне 2015 года с компанией «Концессии водоснабжения» было заключено концессионное соглашение в отношении систем холодного водоснабжения и водоотведения города Волгограда. Концессионное соглашение является формой государственно-частного партнерства, которая позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции в модернизацию социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры. Объем инвестиций в проект составит 58 млрд руб. за период в 30 лет, предельный объем инвестиций в первые 8 лет — 7,1 млрд руб.
Концессионер представляет интересы инвесторов, обеспечивая безусловную возвратность инвестиций за счет достижения экономического эффекта от реализации инвестиционной программы, а также за счет снижения затрат.
В ежедневной работе компании эти три статуса: коммунальное предприятие, концессионер и эмитент ценных бумаг — прочно переплетены, составляют единое целое и одинаково приоритетны. Концессионер выполняет свои обязательства по каждому направлению.
Каждая из сфер хозяйствования регулируется нормативными актами.
- Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в которой компания выступает гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории города Волгограда. Деятельность компании в этой сфере регулируется ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении».
- В формате государственно-частного партнерства компания выступает как концессионер, в соответствии со 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- На основании ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг» компания является эмитентом ценных бумаг.
Компания раскрывает информацию о своей деятельности в трех обязательных системах раскрытия информации:
— как эмитент ценных бумаг,
— как коммунальное предприятие с регулируемыми тарифами,
— как концессионер.
Кроме того, компанией добровольно приняты на себя обязательства по двум формам дополнительного раскрытия информации:
— о реализации концессионного проекта в Базе данных НАКДИ db.investinfra.ru.
— о деятельности организации в области устойчивого развития. Компания «Концессии водоснабжения» поддерживает Рекомендации НАКДИ в области устойчивого развития и зеленых инвестиций. отчеты о деятельности членов НАКДИ в сфере ответственного инвестирования были представлены в рамках Отчетной сессии концессионеров на Московской бирже — «Деятельность НАКДИ и членов ассоциации в сфере отвественного инвестирования и зеленых финансов в 2017-2018 годах».
На старте проекта состояние водопроводно-канализационного хозяйства Волгограда выглядело удручающе. Износ самого протяженного водопровода в России превышал 80%. Потери воды — 38,7% от всего объема. Сброс неочищенных стоков на рельеф в черте города достигал 770 тыс. м3 в год. В МУПе не было оцифровано ничего — работали по бумажным схемам. Учет ресурсов велся некорректно из-за недостаточной оприборенности.
За время реализации концессионного проекта удалось достичь хороших результатов, переломить кривую падения показателей предприятия и стабилизировать критичную ситуацию в водоканале. Но почти сразу концессионер сталкивается с рядом рисков: защита инвестиций — важная задача. В противном случае интерес инвесторов к отрасли будет падать.
Основная проблема — несбалансированность рисков между концедентом и концессионером. Необходимо достижение этих балансов.
- Никто, включая концедента, точно не знает, что по факту выносится им на конкурс. Уровень подготовки документации проектов низкий, не соответствует требованиям финансирующих организаций, не соответствует требованиям, необходимым для расчета финансово-экономической модели концессии. Низкое качество схем тепло- и водоснабжения и водоотведения, отсутствует технический аудит.
- Как правило, до передачи в концессию проект не оцифрован и недостаточно «оприборен», в итоге схема водо- или теплоснабжения не соответствует действительности. Первые же результаты проведения учета концессионером показывают огромное расхождение с первоначальной схемой. Но концессионер уже не может поменять условия концессионного соглашения. В настоящее время возможно внести изменения в концессионное соглашение только при изменении объекта. Но объект в данном случае не поменялся, но его технические характеристики по факту оказываются другими.
- Отсутствуют проработанные перспективные планы развития территории, поэтому все расчеты концессионера носят условный и приблизительный характер.
- Отсутствие тарифного моделирования, которое показало бы, какой объем инвестиций и как будет влиять на величину тарифов, насколько это будет чувствительно. Тарифное моделирование позволит сбалансировать необходимость в инвестициях и возможности населения.
Среди основных рисков, с которыми сталкивается концессионер:
- Концессионер обязан приступать к реализации инвестпрограммы буквально с первого дня после подписания соглашения. Но существуют проблемы с инвестированием в объекты, которые связаны с получением разрешений на строительство, согласование землеотводов. Получение разрешений может занимать до двух лет, что приводит к срыву обязательств по исполнению инвестпрограммы.
- Аналогичная проблема возникает с получением лицензий. В период до получения всех необходимых лицензий концессионер уже обязан выполнять функции оператора.
- В законе о концессионных соглашениях есть важный инструмент — ежегодный акт концедента об исполнении концессионером своих обязательств. Но концессия — это государственно-частное партнерство, то есть двустороннее соглашение. На сегодняшний день концессионер лишен реального легитимного инструмента выражения своей позиции в отношении исполнения обязательств со стороны концедента.
Финансово-экономическая модель выстраивается на основе данных, которые на 80% не соответствуют действительности, что выясняется только после того, как концессионер приступил к эксплуатации, провел ряд работ по гидромоделированию, оцифровке и оприбориванию.
Проблема привлечения инвестиций становится все острее. Не у всех есть возможность привлечь крупных институциональных инвесторов в лице негосударственных пенсионных фондов. Большинство потенциальных концессионеров идут в банки. Банки же прекрасно видят все озвученные выше риски и не готовы на них идти.
Обеспечение прозрачности входа в проект, прозрачности экономики процессов, технический аудит и тарифное моделирование существенно облегчат концессионерам поиск инвесторов.
Для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо внести ряд правок в закон о концессионных соглашениях.
- Проведение муниципалитетом технического аудита и экспертизы проекта до его вынесения на конкурс.
- Включение в проект информации о проработанных перспективных планах развития территории.
- Создание тарифного моделирования.
- Упрощенная система изменения концессионного соглашения в случае, если реальное состояние сетей не соответствует проектному. Особенно это важно, если концедент по ряду причин не может обеспечить полноценный аудит и экспертизу проекта.
- Введение упрощенной процедуры получения разрешений на строительство, землеотводов в рамках концессионного соглашения.
- Упрощение процедуры получения необходимых лицензий в рамках концессионного соглашения.
- Изменение механизма контроля — введение Акта сверки исполнения обязательств концедентом и концессионером.
Информация взята с сайта investinfra.ru