Воровство крышек от люков приобрело масштабы бедствия

А теперь о том, чем опасна невнимательность не за рулем даже, а порой и на прогулке в собственном дворе. Уже десятки случаев, когда дети и взрослые проваливаются в открытые канализационные колодцы. Открытые, потому что крышки люков крадут для сдачи в металлолом. Проблема общая для многих городов, где-то ситуация приобрела характер бедствия. Жители ищут способы себя обезопасить. А тем, кто ворует, напоминают пословицу: «Не рой другому яму…»

— Не плачь, все нормально! Тебя сейчас достанут!

В воде по пояс на дне четырехметрового бетонного мешка даже не плачет — скулит от ужаса сочинский второклассник. Он упал в открытый коллектор прямо на школьном дворе и только чудом остался цел.

Из кошмарной ловушки доставали малыша в Башкирии — технологический колодец без крышки в нескольких шагах от детской площадки.

В Саратове теперь стыдливо прикрыт деревянным щитом люк подземного резервуара. Глубина шесть метров, на половину был заполнен водой. Туда, шагнув в мартовский сугроб, провалилась десятилетняя Алина Чернова, и сумела выжить, потому что вспомнила то, чему учили в школе: «Надо снять сапоги, потому что они наполняются водой и тянут на дно».

Официальной статистики нет, но таких историй в России десятки каждый месяц. И не все остаются живы. Только за последний год зияющие дыры забрали жизни детей и взрослых в Саратове, Дагестане, Ярославле, Волгоградской области и других регионах.

У этих трагедий всего две, часто пересекающиеся, причины: халатность самих владельцев коммуникаций и тотальное воровство чугунных люков.

Незначительное, по меркам Уголовного кодекса, воровство во многих городах приобрело масштаб стихийного бедствия. Больше всего страдают дворы многоэтажек и частный сектор.

На одной из улиц Волгограда проходит сразу несколько линий коммуникаций — здесь всего за одну ночь украли больше десятка люков. Остались только два. Уцелели, потому что на соседнем доме есть видеокамера.

Пока люки стояли открытыми, в один из них провалилась пятилетняя девочка. Ушиб позвоночника и 15 швов на лице. Новые крышки местные жители теперь защищают как могут.

— Я уж с машины видеорегистратор поставил в окно и снимал!

У связистов, тепловиков и на балансе администраций таких коллекторов в миллионном Волгограде десятки тысяч. Еще один крупный собственник коммунальных колодцев — городской водоканал. С начала года здесь получили полторы тысячи сообщений об украденных люках. На их замену уже потратили миллионы рублей, но каждый день в контакт-центр им продолжают звонить горожане.

Сотни адресов и фотографий. И обязательно ответ: «Заявку приняли». Сотрудники водоканала создали в соцсетях группу под названием «Закрой люк — спаси ребенка!» Утверждают, что в течение максимум двух суток закрывают свои коллекторы заново и никогда не говорят: «Это не наш».

«Конкретному человеку, обнаружившему люк, нет необходимости долго нудно искать собственников этого люка. Эту обязанность мы берем на себя» — говорит сотрудник компании «Концессия водоснабжения» Ольга Жинжикова.

Там, где нет большой нагрузки, вместо украденных чугунных люков монтируют пластиковые. Но они, увы, недолговечны. Не везде выдерживают и бетонные. Их не поставишь без спецтехники, но зато не позарятся воры.

Екатерина Абдразякова вовремя вызвала полицейских, и они успели задержать тех, кто стащил чугунные крышки с колодцев возле ее дома, где всегда бегает соседская детвора.

«Мне было удивительно, что вот эти копейки стоят человеческой жизни! Вот это было мне очень обидно!» — негодует Екатерина Абдразякова.

В среднем за ворованный люк в пункте по приему металла дают рублей 300. И хотя это запрещено, проблема решается просто. Крышка разбивается на куски и вот она уже просто металлолом. Первый канал поставил эксперимент и позвонил: один из трех приемщиков согласился среди прочего забрать и люки, даже не поинтересовавшись их происхождением.

Кажется, таких людей совсем не интересует, что в один из открытых колодцев может упасть, например, их собственный ребенок. И смогут ли они, глядя в глаза родственникам погибших в коммунальных ловушках, сказать что-то вроде: «Это просто бизнес. Ничего личного».

 

Официальный источник: Первый канал