На Мамаевом кургане показали «Белое платье»

 

В «Ночь музеев-2018» с огромным успехом на Мамаевом кургане прошел спектакль «Белое платье», посвященный 75-летию Черкасовского движения. Территория резервуаров чистой воды городского водопровода, которые во время войны были известны всем как высота 102, превратились в настоящий театр. Проект реализован Музеем водоканала с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Все роли в спектакле сыграли непрофессиональные артисты – в возрасте от 14 до 50 с лишним. Современные горожане постарались понять и передать зрителям чувства сталинградцев, которые в тяжелейших условиях заново отстроили один из самых красивых городов страны. И это получилось именно потому, что не владеющие актерским мастерством волонтеры – друзья музея несколько месяцев не просто репетировали, а вживались в свои роли, в бурных дискуссиях стараясь понять, что двигало их героями, что давало им силы выстоять.

Благодаря этому проекту очень много людей впервые узнали о том, что именно у нас родилось охватившее всю страну движение за восстановление разрушенных войной городов. Горожане – и в первую очередь женщины – после работы выходили на вторую смену. Сначала разбирали завалы, а потом осваивали специальности каменщиков, штукатуров и маляров, чтобы жить в самом лучшем городе мира, каким они считали Сталинград. Неизвестна горожанам и история подвигов коммунальщиков, которые восстановили свое хозяйство в нереальное для нас сегодняшних короткие сроки.

Преподаватели, политолог и спичрайтер, психолог и предприниматель, школьница и студент… В числе артистов – и настоящие коммунальщики. Роль Александры Черкасовой исполнила инженер «Концессий водоснабжения» Наталья Чернышова. В роли начальника Центрального водопровода Якова Потапова, который в августе 1942 г. спас город от химического отравления хлором, а к маю 1943 г. всего с 10-ю рабочими запустил разрушенный водопровод, выступил Александр Жерноков, заместитель директора по инвестициям и перспективному развитию. Все песни в спектакле поют под баян мастера цеха «Центр-1» Андрея Долгошеева.

Грант позволил оформить постановку на высоком уровне: профессиональное звуковое и световое оборудование, а декорации заменил светодиодный экран. В качестве зрительного зала выступили склоны холма, под которым скрывается один из трех резервуаров чистой воды. Эта территория находится за спиной монумента «Родина-мать зовёт!». В вечернем освещении казалось, что и она одета в белое платье – символ чистоты и надежды, символ силы и жертвенности женщин, вместе с детьми выживших в воюющем городе, спасших своих и чужих детей и восстановивших город.

Спектакль посмотрели около 1500 взрослых зрителей, детей не считали. Среди них были и потомки одной из героинь пьесы – Ольги Долгополовой, одной из застрельщиц черкасовского движения. На просмотр пригласили людей, которые сегодня взяли в свои руки ответственность за состояние города. Это председатели советов многоквартирных домов, которые в числе первых вошли в программу формирования комфортной городской среды, председатели ТОСов, занимающихся обустройством жизни на своей территории общественного самоуправления. И хотя этот труд не сравнить с восстановлением города после войны, люди тратят свое личное время и силы на то, чтобы рядом с ними жилось легче. Для них были приготовлены сидячие места, а остальным смотреть пришлось стоя или сидя на траве.

Но вот этот просмотр буквально плечом к плечу помог зрителям испытать душевный подъем, подпевая звучащим в постановке песням. А когда отгремели овации, и артисты с охапками цветов в очередной раз попытались сойти со сцены, стало понятно, что уходить никто не хочет, автор пьесы, руководитель музея Анна Степнова предложила всем вместе спеть «Катюшу». Пели и артисты, и зрители. С песнями и расходились.

 

Видео: Муниципальное телевидение Волгограда